И он знал, что как раз ни одной буквы Москва не нарушала, потому что там было сказано о расширении существовавшего правительства за счет других представителей польской общественности. Но там точно не говорилось, что СССР обязан допускать к консультациям на этот счет именно тех антисоветчиков, чьи фамилии были перечислены в совместном послании Сталину от лидеров Америки и Британии.
- Сталин в письме от 7 апреля изложил свои взгляды на соглашение, - напомнил Молотов. - От себя добавлю: если трем правительствам удалось прийти к соглашению по вопросу о составе югославского правительства, почему ту же формулу нельзя применить в случае с Польшей?
- Соглашение было достигнуто по Польше. И я только прошу, чтобы оно было выполнено советским правительством, - настаивал Трумэн.
- Мое правительство поддерживает крымские решения. Но я не согласен, чтобы искажение этих решений другими, могло бы рассматриваться как их нарушение советской стороной. Польский вопрос, касающийся нашей соседней страны, имеет большую важность для советского правительства.
Далее президент, как написано в его воспоминаниях, заявил, что «дальнейший прогресс в отношениях возможен только на основе соблюдения достигнутых соглашений, а не принципов улицы с односторонним движением».
И закончилась беседа, по словам Трумэна, хрестоматийным обменом мнениями, который зафиксирован во всех исследованиях о холодной войне:
« - Со мной еще никто так не разговаривал! – сказал Молотов.
Я ему ответил:
- Выполняйте свои договоренности, и с Вами не будут так разговаривать».
Справедливости ради следует заметить, что ни в советской, ни в американской записи беседы этого знаменитого обмена колкостями нет. Ирландский историк Джефри Роберт приходит к выводу: «Похоже, что в мемуарах Трумэна, написанных на пике холодной войны, изображение этой встречи было только драматическим приемом, призванным подчеркнуть жесткость, которую он проявлял при общении с Советами. И уж конечно Молотова – человека, не терявшего самообладания, когда перед ним закатывал истерические спектакли Гитлер, – невозможно было вывести из себя несколькими резкими словами Трумэна».
Об этой встрече оставили записи и ее участники, которые добавили некоторые детали и по-разному отнеслись к происшедшему.
Гарриман утверждал, что даже он был шокирован прямотой Трумэна. В одной книге воспоминаний Гарриман заметил, что президент был «слишком резок» в разговоре с Молотовым. В другой он писал: «Честно говоря, я был немного озадачен, когда президент так энергично напал на Молотова». Не из опасений, что советский нарком был задет, поскольку Молотов сам «мог быть грубым и жестким», а потому, что «сожалел, что Трумэн вел себя так жестко, поскольку его поведение дало Молотову повод сообщить Сталину об отказе американской стороны от политики Рузвельта».
Леги же зафиксировал, что поведение Трумэна в отношении Молотова «было для меня более чем приятно».
Болену запомнилось, что разговор начался с дальневосточных проблем. Когда же Молотов завел речь о тех поляках, которые действовали против Красной армии (что было реальным фактом), Трумэн «твердо и энергично» заявил, что он просит Молотова передать Сталину свою озабоченность в связи с неисполнением Советским Союзом соглашений, достигнутых в Ялте. В ответ на это «Молотов слегка побледнел и попытался вновь вернуться к обсуждению вопроса, касавшегося Дальнего Востока», однако Трумэн завершил беседу словами: «На этом всё, господин Молотов. Я был бы признателен, если бы Вы передали мое мнение маршалу Сталину. И простился с ним».
Хорошо помнил встречу и Громыко: «Мы не виделись с Трумэном всего лишь несколько недель, но я с трудом узнавал в этом человеке того, кто еще так недавно источал любезность и обходительность. Теперь в разговоре с советским наркомом Трумэн вел себя жестко, сухость сквозила в каждом его жесте. Что бы ему ни предлагалось, о чем бы разговор ни заходил, новый президент все отвергал. Казалось, временами он даже не слушал собеседника.
Трумэн подчеркнуто пытался обострить встречу. По всему ощущалось, что он не вполне доволен решениями Ялты в отношении ООН и некоторых принципов деятельности этой организации. Президент проявлял какую-то петушиную драчливость, придираясь чуть ли не к каждому высказыванию с советской стороны о значении будущей всемирной организации и о задаче не допустить новой агрессии со стороны Германии. Чувствовалось, что Трумэн пружину уже натянул.
Более того, совершенно неожиданно – нам казалось, что это случилось в середине беседы, - он вдруг почти поднялся и сделал знак, означавший, что разговор закончен. Мы удалились. В результате встреча в Белом доме фактически оказалась свернутой. Молотов был ею недоволен. Такие же чувства испытывал и я.
Раньше, до окончания войны, до кончины Рузвельта, Трумэн хотел создать о себе хорошее впечатление в Москве. Но уже на беседе с Молотовым его как будто подменили. Новый президент обладал солидной способностью к политическим метаморфозам, которые вскоре проявились открыто». Главной причиной такой перемены Громыко считал атомную бомбу: «Трумэну явно казалось, что, получив в руки такое оружие, Америка сможет диктовать свою волю Советскому Союзу».
Естественно, хорошо помнил этот эпизод и Молотов. Дед мне рассказывал, что на официальном уровне никто не говорил с ним более хамским тоном.
Молотов, естественно, немедленно передал Сталину и полученное им на встрече послание от Трумэна, и свои впечатления о беседе с ним.
Послание носило почти ультимативный характер: «По мнению Правительств Соединенных Штатов, крымское решение о Польше может быть выполнено лишь в том случае, если в Москву для консультации будет приглашена группа подлинно представительных демократических польских деятелей. Правительство Соединенных Штатов не может быть причастно к какой-либо консультации с польскими деятелями, которая не приведет к созданию нового Временного Правительства Национального Единства, подлинно представляющего демократические элементы польского народа… Советское правительство должно понять, что если дело с осуществлением крымского решения о Польше теперь не двинется вперед, то это серьезно подорвет веру в единство трех Правительств и в их решимость продолжать сотрудничество в будущем, как они это делали в прошлом». К этому мнению присоединился из Лондона Черчилль, направивший на следующий день аналогичное послание Сталину.
Молотов добавил, что «в устном заявлении Трумэна было кое-что, чего нет в послании… 1. Правительство США решило продолжить осуществление плана создания международной организации вместе с другими объединенными нациями, несмотря на затруднения и разногласия между нами в других вопросах. Здесь было неясно, имеет ли президент в виду другие вопросы, кроме польского.
2. Трумэн сослался на последнее заявление Рузвельта по польскому вопросу в части, что правительство США не может проводить ни внешней, ни внутренней политики, если эта политика не пользуется поддержкой американского народа, что это относится и к экономическому, и к политическому сотрудничеству. Сославшись на то, что, например, в получении ассигнований требуется одобрение конгресса, Трумэн выразил надежду, что Совпра будет иметь в виду и примет предложения, изложенные в послании от 16 апреля. Эта часть была сказана с подчеркиванием твердости линии американского правительства и с явной угрозой репрессий по экономической линии. Это заставило меня дать короткий отпор Трумэну с указанием, между прочим, и того, что мы можем сотрудничать только как равноправные стороны и не признаем политики диктата с чьей-либо стороны».
В тот день Молотов сказал бывшему послу в Москве Дэвису, что при Рузвельте в Москве были убеждены в признании и уважении их интересов Соединенными Штатами. Теперь же такой уверенности не было.
И дело было даже не в хамстве. Подобного разговора невозможно было даже представить при Рузвельте. Еще в первый приезд Молотова в Вашингтон в 1942 году его поселили в Белом доме, и Рузвельт вел с ним многочасовые беседы – вдвоем, с доверенными помощниками или со всем руководством Соединенных Штатов.
Трумэн не стал даже обсуждать ни один из серьезных вопросов мировой повестки, ни одного аспекта многосторонних и двухсторонних отношений во все более сложном мире. Он ни словом не обмолвился о советских солдатах, штурмующих Берлин, и солидарности с ними. И ему было совершенно не интересно мнение Советского Союза по любому вопросу.
С этого момента отношения между всё еще союзникам катились только вниз по наклонной плоскости, лишь изредка останавливаемые дипломатическими ухищрениями, в основном с советской стороны.
Холодная война началась. Только об этом еще никто не знал.
Но дипломатический вечер продолжался. Молотов, Стеттиниус и Иден вновь встретились. И вновь обсуждали Польшу. Если западные партнеры надеялись, что демарш Трумэна сдвинет хоть на дюйм позицию советского коллеги, то их ждало разочарование. Давить на Сталина с Молотовым было бесполезно всегда, а особенно в те дни, когда советские войска были уже в Берлине.
Значительная часть переговоров трех министров иностранных дел была посвящена вопросам Организации Объединенных Наций. Молотов хотел прежде всего удостовериться, что Украина и Белоруссия, которые так и не получили приглашение на конференцию, станут странами-организаторами ООН, как было решено в Ялте. Стеттиниус и Иден подтвердили готовность своих стран поддержать эти решения, но не ручались за остальные делегации. На самом деле, здесь был очевидный элемент лукавства. Расстановка сил на конференции, где были представлены 50 имевшихся на тот момент независимых государств, была хорошо известна.
Англо-американцы плотно контролировали, как минимум, 31 голос: два собственных, пять – британских доминионов, шесть западноевропейских стран – Франция, Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Дания, Норвегия. К этому надо было приплюсовать 18 латиноамериканских государств, вместе с США вступивших в войну с державами «Оси» в декабре 1941 года. В тот период было положено начало формальному военно-политическому союзу государств Латинской Америки с США, закрепленному созданием Межамериканского союза обороны со штаб-квартирой в Вашингтоне. СССР, если повезет, мог рассчитывать на голоса только Чехословакии и Югославии.
В полдесятого вечера к трем министрам присоединился четвертый – глава китайского МИДа Сун Цзывэнь.
Встал вопрос о том, кто будет председательствовать на конференции? Молотов настаивал на формуле четырех председателей от стран, приглашавших на конференцию. Коллеги предпочли бы одного – госсекретаря США. Не договорились, решили вынести вопрос на заседание глав делегаций, которые составят Руководящий комитет. Состав Исполнительного комитета – более узкий, строится по принципу географического представительства: США, Англия, СССР, Китай, Франция, Бразилия, Канада, Чехословакия, Иран, Мексика, Нидерланды. Молотов уверял, что у Югославии, героически противостоявшей Германии, больше оснований для включения в Исполком, чем у Голландии. После недолгих споров договариваются о добавлении еще трех стран – Югославии, Австралии и Чили.
Не вызвал больших споров вопрос об официальных языках конференции: русский, английский, испанский, французский, китайский. Возникли непредвиденные сложности. Стеттиниус заявил, что будут трудности с печатанием материалов на русском и китайском. Молотов, смеясь:
- Я и не знал, что мне надо было вести из Советского Союза бумагу и шрифт.
- Мы ищем в Сан-Франциско аппарат для печатания русских текстов, - оправдывался Стеттиниус.
- На том самолете, который доставил меня сюда, хватило бы места для русского шрифта.
Структура комиссий и комитетов ООН принята без споров. Закончили ближе к полуночи.
И в аэропорт, откуда Молотов и Громыко вылетели в Сан-Франциско.
Новости того вечера из Вашингтона оставили неприятный осадок у Черчилля, который еще не был информирован о разговоре Трумэна с Молотовым. Иден прислал премьеру послание о вечерних переговорах с Молотовым. Черчилль записал: «Стеттиниус и Иден в течение часа с четвертью беседовали с Молотовым по поводу Польши. Они не добились никакого успеха… Молотов заявил, что он сделает все, что в его силах, но любое новое правительство должно базироваться на уже существующем правительстве и должно относиться дружественно к СССР…
"У меня создалось очень плохое впечатление, - писал мне Иден, - от сегодняшней вечерней встречи с г-ном Молотовым. Я не заметил каких-либо признаков того, что вашему совместному с президентом заявлению было уделено сколько-нибудь серьезное внимание. Если русские не согласятся работать вместе с нами и американцами на основе ялтинских решений, то не будет единства трех держав, которое могло бы послужить основой для Сан-Франциско"».
Но, пожалуй, еще больше Черчилля разочаровал американский президент, который после некоторых размышлений дал ответ на высказанное Черчиллем 18 апреля творческое предложение не придерживаться ранее достигнутых ялтинских договоренностей по поводу зон оккупации Германии. Госдеп и военные явно опасались ответных шагов Москвы. Масштабы советского наступления на Берлин произвели должное впечатление в Вашингтоне: там не были уверены в том, где остановится Красная армия и не придется ли потом отодвигать ее из западных зон оккупации. Трумэн 23 апреля направил Черчиллю проект своего послания в Кремль, в котором предлагал придерживаться договоренностей об отводе всех союзных войск в свои зоны оккупации после завершения военных действий.